Департамент статистики
по Восточно-Казахстанской области


История
Регионы
Структура
Услуги
Положение
Вопрос-ответ ДГПВЦС
каз рус
070004, г.Усть-Каменогорск, ул.Тохтарова,85 e-mail: [email protected] факс: (8-7232) 28-01-36; тел: (8-7232) 25-27-81
 
Аналитика
Динамика
Перечень публикаций
Законодательная база
Стат. классификаторы
Формы стат. отчетности
Картографический материал
Государственные закупки
 
 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

(по состоянию на 01.12.2007 г.)

Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года 98-1
"О государственной статистике"
(с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК
от 30.01.01г. 154-II; от 15.01.02г. 280-II; от 09.08.02 г. 346-II)

Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области статистической деятельности, определяет полномочия и функции уполномоченного органа и иных государственных органов, ведущих статистическую деятельность.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на физических лиц, а также на юридические лица Республики Казахстан, филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан (далее - юридические лица).Настоящий Закон определяет основные принципы сбора, обработки и распространения статистических данных о явлениях и процессах, происходящих в экономической, социальной, демографической и экологической (далее - социально-экономической) сферах Республики Казахстан.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:ведомственные статистические наблюдения - наблюдения, проводимые государственными органами Республики Казахстан; государственная статистика - единая статистическая информационная система, формируемая органами государственной статистики; государственная статистическая отчётность - общегосударственные и ведомственные статистические наблюдения, при которых физические лица, юридические лица и их структурные подразделения представляют органам государственной статистики в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, отчёты за подписями лиц, ответственных за представление и достоверность сообщаемых сведений; наблюдение, статистическое - планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах социально-экономической жизни путем регистрации по заранее разработанной программе.Государственные статистические наблюдения состоят из общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений; общегосударственные статистические наблюдения - наблюдения, проводимые уполномоченным органом; первичная статистическая информация - данные о конкретном физическом лице, юридическом лице и его структурном подразделении, представленные при проведении статистического наблюдения органам государственной статистики для использования в статистических целях; план статистических работ - разрабатываемый на основе Программы совершенствования государственной статистики полный перечень государственных статистических наблюдений и других статистических работ, организуемых уполномоченным органом; программа статистического наблюдения - цель и задачи проведения наблюдения, перечень показателей (вопросов), по которым осуществляется сбор данных, методика их исчисления, представленные в виде формы, вопросника, анкеты, переписного листа, бланка учета и других (далее - формы статистические), и инструкции по проведению статистического наблюдения; распространение - обеспечение доступа к статистической информации, не являющейся конфиденциальной для пользователей этой информации, независимо от используемых при этом форм и средств; специально организованные статистические наблюдения - общегосударственные и ведомственные статистические наблюдения, при которых сбор первичной статистической информации осуществляется не на основе отчётов, а другими способами. По способу сбора первичной статистической информации различаются анкетные, декларационные, корреспондентские и инспекционные наблюдения, учёт и перепись; статистическая деятельность - это деятельность, связанная со сбором, обработкой и распространением количественных данных массовых явлений в обществе на основе статистических стандартов;
типы государственных статистических наблюдений - государственная статистическая отчётность и специально организованные статистические наблюдения; уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственной статистикой, полномочия которого определяются законодательством Республики Казахстан.

Статья 3. Государственная политика Республики Казахстан в области статистики

Государственная политика Республики Казахстан в области статистики направлена на создание, функционирование и совершенствование единой статистической информационной системы на основе научной методологии и международных стандартов.Единая статистическая информационная система должна удовлетворять потребности всех физических и юридических лиц в статистических данных, характеризующих состояние и тенденции социально-экономического развития республики.Государственная политика Республики Казахстан в области статистики строится на принципах методологического единства и централизации. Уполномоченный орган осуществляет координацию статистической деятельности государственных органов и занимает ведущее положение в системе государственных статистических наблюдений. Государственные органы проводят статистические наблюдения в тех случаях, когда это обеспечивает разработку более достоверных статистических показателей, чем у уполномоченного органа.Представление первичной статистической информации физическими лицами в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, юридическими лицами и их структурными подразделениями является обязательным и осуществляется на безвозмездной основе.Общее количество государственных статистических наблюдений контролируется Правительством Республики Казахстан путем утверждения Плана статистических работ и перечней форм общегосударственной и ведомственной статистической отчётности. Сбор государственной статистической отчётности уполномоченным органом и другими государственными органами осуществляется в пределах перечней утвержденных форм общегосударственной и ведомственной статистической отчётности.

Статья 4. Основные требования, предъявляемые к государственным органам,
осуществляющим статистическую деятельность

Уполномоченный орган и государственные органы, ведущие статистическую деятельность, обязаны обеспечивать:

  • целостность, достоверность и достаточность статистических показателей;
  • всесторонность и объективность изучения, обобщения и анализа происходящих в Республике Казахстан экономических и социальных процессов и тенденций их развития;
  • доступность и открытость статистической информации в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан;
  • сопоставимость применяемой методологии и рассчитываемых основных показателей со статистическими стандартами, используемыми в международной практике.

Статья 5. Законодательство Республики Казахстан
в области государственной статистики

Законодательство Республики Казахстан в области государственной статистики основано на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах Республики Казахстан, то применяются правила международного договора.

Статья 6. Международное сотрудничество в области государственной статистики

Взаимоотношения в области государственной статистики между Республикой Казахстан и другими государствами или международными организациями определяются на основе двусторонних и многосторонних международных договоров, договоров непосредственно между уполномоченным органом Республики Казахстан и органами статистики других государств, и международными организациями, заключённых на принципах равноправия и взаимных интересов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Статья 7. Органы государственной статистики Республики КазахстанСтатистическую деятельность осуществляют органы, формирующие государственную статистику Республики Казахстан:

  • уполномоченный орган и его территориальные подразделения;
  • государственные органы, осуществляющие статистическую деятельность.

Статья 8. Уполномоченный орган

Уполномоченный орган разрабатывает и реализует государственную политику в области статистики, разрабатывает и осуществляет программы по совершенствованию статистики в Республике Казахстан. Обладает независимостью в вопросах методологии и методики статистического учёта, осуществляет руководство своими территориальными подразделениями, координирует деятельность подведомственных организаций.В своей деятельности уполномоченный орган и его территориальные подразделения руководствуются Планом статистических работ в соответствии с Положением об уполномоченном органе, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.Нормативные правовые акты уполномоченного органа по организации статистики обязательны для всех физических лиц в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, а также для юридических лиц.
Уполномоченный орган в целях реализации государственной политики в области статистики:

  • координирует статистическую деятельность государственных органов на основе утверждения программ статистических наблюдений;

  • осуществляет сотрудничество в области статистики с зарубежными странами и международными организациями, заключает с ними соглашения и договоры, направленные на развитие государственной статистики;
  • издает нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики.

Статья 9. Государственный статистический регистр

Государственный статистический регистр является инструментом статистического учёта и содержит краткую административную и экономическую информацию о всех физических и юридических лицах, охваченных статистическим учётом. Его ведение осуществляется уполномоченным органом и его территориальными подразделениями в соответствии с международными стандартами.Государственные органы и их подведомственные организации, которые создают и ведут регистры и информационные базы данных о физических и юридических лицах, бесплатно представляют органам государственной статистики информацию, необходимую для формирования и актуализации единого Государственного статистического регистра.

Статья 9- 1. Похозяйственный учёт в населенных пунктах

Похозяйственный учёт является государственным статистическим наблюдением за физическими лицами, проживающими в сельской местности, а также за физическими лицами имеющими личное домашнее (подсобное) хозяйство, независимо от места проживания.Аким соответствующей административно- территориальной единицы организует ведение регистрационных записей в похозяйственных книгах за счет средств, выделяемых в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.Уполномоченный орган осуществляет методологическое руководство ведением похозяйственного учёта и использует данные этого учёта для производства соответствующих статистических показателей.

Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ СТАТИСТИКИ

Статья 10. Права уполномоченного органа

Уполномоченный орган и его территориальные подразделения в пределах своих полномочий и в целях выполнения Плана статистических работ имеют право:
  • получать безвозмездно от юридических лиц и их структурных подразделений достоверную государственную статистическую отчётность в объемах и сроки, определённые Планом статистических работ;
  • получать от физических лиц в случаях, установленных законодательством, для статистического обобщения и анализа достоверную информацию об их экономическом и социально- демографическом положении, а также предпринимательской деятельности;
  • привлекать в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, должностных лиц организаций к проведению государственных статистических наблюдений;
  • разрабатывать и утверждать программы государственных статистических наблюдений;
  • получать от государственных органов первичную статистическую информацию, а также другую информацию, которой они располагают в силу выполняемых функций, для ведения Государственного статистического регистра, а также производства статистических данных, не дублирующих сводные статистические данные, формируемые государственными органами;
  • осуществлять контроль за постановкой первичного и статистического учёта индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • осуществлять финансирование проведения отдельных статистических работ в рамках государственного заказа в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
  • выполнять другие функции в соответствии с Положением об уполномоченном органе, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

Статья 11. Обязанности уполномоченного органа

Уполномоченный орган и его территориальные подразделения в пределах своей компетенции обязаны:
  • разрабатывать статистическую методологию в соответствии с международными статистическими стандартами;
  • осуществлять контроль за исполнением методических инструкций;
  • проводить, согласно Плану статистических работ, общегосударственные статистические наблюдения и обеспечивать государственные органы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, статистической и аналитической информацией;
  • обеспечивать доступность сводной статистической информации для физических и юридических лиц;
  • по требованию прокурора безвозмездно представлять запрашиваемую информацию;
  • предоставлять статистическую информацию в международные организации в соответствии с обязательствами по действующим договорам, а также проводить обмен статистической информацией с зарубежными странами;
  • обеспечивать физических и юридических лиц, предоставляющих информацию органам государственной статистики, бланками статистических форм и инструкциями по их заполнению;
  • обеспечивать накопление, ведение и актуализацию информационно- статистических баз данных о социально- экономическом положении республики и ее регионов;
  • соблюдать сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность первичной статистической информации на основе персональной ответственности работников органов государственной статистики в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • организовывать научно-исследовательские разработки в области статистики.

Статья 12. Права и обязанности государственных органов и их территориальных подразделений, ведущих статистическую деятельность

Государственные органы и их территориальные подразделения, ведущие статистическую деятельность, в пределах своей компетенции имеют право:
  • проводить ведомственные статистические наблюдения;
  • разрабатывать программы ведомственных статистических наблюдений;
  • получать статистическую информацию от физических и юридических лиц;
  • получать от государственных органов информацию, которой они располагают в силу выполняемых функций, для производства ими статистических данных;
  • осуществлять контроль за постановкой первичного учета и статистической отчётности в организациях, проверять достоверность полученных ими данных.

Государственные органы и их территориальные подразделения, ведущие статистическую деятельность, обязаны:

  • представлять в уполномоченный орган сведения об исполнении методических инструкций;
  • соблюдать принцип сохранности государственных и коммерческих тайн, конфиденциальности первичной статистической информации;
  • представлять в уполномоченный орган на согласование и утверждение программы проводимых статистических наблюдений и проекты методических разработок.

Статья 13. Гарантии прав физических и юридических лиц

Физическим и юридическим лицам гарантируется конфиденциальность первичной статистической информации, доступность перечней общегосударственной и ведомственной статистической отчетности, Плана статистических работ. Распространение первичной статистической информации может быть произведено только с согласия физических и юридических лиц, представивших информацию, или анонимно.

Статья 14. Финансирование статистических работ

Статистические работы, выполняемые органами государственной статистики в соответствии с программами совершенствования статистики, планами статистических работ и перечнями форм общегосударственной и ведомственной статистической отчётности, утверждёнными Правительством Республики Казахстан, финансируются из республиканского бюджета, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики несут ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 10 июля 2002 года №72
Об утверждении Правил представления статистической отчетности в
Республике Казахстан

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственной статистике" от 15.01.2002г., Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001г. и в целях совершенствования нормативной правовой базы государственной статистики приказываю:1.Утвердить прилагаемые Правила представления статистической отчетности в Республике Казахстан и ввести их в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан. 2.Ранее действовавшие Правила представления статистической отчетности в Республике Казахстан, утвержденные приказом Агентства Республики Казахстан по статистике от 26 июня 2000г. N44, отменить с момента введения в действие настоящих Правил. 3.Департаменту координации и статистического инструментария в месячный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящий приказ и Правила представления статистической отчетности в Республике Казахстан до сведения органов государственной статистики. 4.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике Шокаманова Ю.К. Председатель Утверждены Приказом Агентства
Республики Казахстан по статистике
от 10 июля 2002 года № 72

Правила представления статистической отчетности в Республике Казахстан

1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан "О государственной статистике" от 7 мая 1997 года, "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственной статистике" от 15 января 2002 года, Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях и другими законодательными актами.

2. Правила регламентируют порядок представления статистической отчетности и других статистических форм при проведении государственных статистических наблюдений.

3. Органы государственной статистики осуществляют сбор первичной статистической информации только с целью получения объективной и достоверной статистической информации.

4. Первичная статистическая информация является конфиденциальной. Она не может быть использована с целью осуществления контрольных или иных, не связанных со статистической деятельностью, функций, возложенных на государственные органы, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

5. Административные правонарушения и порядок привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нарушения по представлению государственной статистической отчетности, определены Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах

6. Первичная статистическая информация - данные о конкретном физическом лице, юридическом лице и его структурном подразделении, представленные при проведении статистического наблюдения органам государственной статистики для использования в статистических целях.

7. Наблюдение статистическое - планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах социально-экономической жизни путем регистрации по заранее разработанной программе. Государственные статистические наблюдения состоят из общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений.

8. Общегосударственные статистические наблюдения - наблюдения, проводимые уполномоченным органом.

9. Ведомственные статистические наблюдения - наблюдения, проводимые государственными органами Республики Казахстан.

10. Государственная статистическая отчетность - общегосударственные и ведомственные статистические наблюдения, при которых физические лица, юридические лица и их структурные подразделения представляют органам государственной статистики в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, отчеты за подписями лиц, ответственных за представление и достоверность сообщаемых сведений.

11. Другие статистические формы - анкеты, вопросники, бланки единовременных обследований, переписей и другие, кроме отчетов.

12. Учетные единицы - физические лица, юридические лица и их структурные подразделения, о которых представляется первичная статистическая информация. Учетные единицы определяются органами статистики.
Отчитывающиеся единицы - физические лица, юридические лица и их структурные подразделения, представляющие статистическую отчетность за определенную учетную единицу.

3. Порядок представления статистической отчетности

13. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной статистике" представление первичной статистической информации физическими лицами в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, юридическими лицами и их структурными подразделениями является обязательным и осуществляется на безвозмездной основе. Первичная статистическая информация представляется на формах государственной статистической отчетности и других статистических формах.

14. Общее количество государственных статистических наблюдений контролируется Правительством Республики Казахстан путем утверждения Плана статистических работ и перечней форм общегосударственной и ведомственной статистической отчетности.

15. Сроки и адрес представления статистической отчетности, а также круг учетных единиц, номер и дата приказа об утверждении формы указываются на титульной части формы статистической отчетности. Круг учетных единиц, подлежащих обследованию, определяется по данным Государственного статистического регистра с учетом метода статистического наблюдения (сплошного или выборочного).

16. Полный перечень учетных и отчитывающихся единиц содержится в Государственном статистическом регистре. Его ведение осуществляется уполномоченным органом и его территориальными подразделениями в соответствии с международными стандартами.

17. Статистическая отчетность представляется отчитывающейся единицей об учетной единице по месту нахождения учетной единицы, если иной порядок не определен органом статистики.В соответствии с программой статистического наблюдения (представленной в виде формы статистической и инструкции по проведению статистического наблюдения) юридические лица представляют отчетность в целом или отдельно по своим структурным подразделениям.

18. Государственная статистическая отчетность представляется за подписью лиц, ответственных за представление и достоверность сообщаемых сведений, и заверяется печатью.

19. Датой представления статистической отчетности считается день представления адресату, указанному на титуле формы отчетности. Если на титуле формы указана "почтовая", то датой представления является дата отправления, указанная в штемпеле почтового предприятия.Статистические отчеты с адресом представления, содержащим электронный адрес, а также направленные по электронному адресу для заполнения, могут представляться по электронному адресу с соблюдением процедур подтверждения электронной подписи, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

20. Нарушением сроков представления статистической отчетности является непредставление ее в сроки, указанные на формах статистической отчетности. Если последний день срока представления приходится на нерабочий день, то срок истекает в конце следующего рабочего дня.

21. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в статистической отчетности.

4. Обеспечение конфиденциальности первичной статистической информации

22. Уполномоченный орган и его территориальные подразделения, государственные органы, ведущие статистическую деятельность, в пределах своей компетенции обязаны соблюдать сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность первичной статистической информации на основе персональной ответственности работников органов государственной статистики в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Постановление Правительства Республики Казахстан
от 2 ноября 2002 года N 1164
Об утверждении Правил проведения общегосударственных статистических наблюдений и обеспечения государственных органов статистической и аналитической информацией

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан от 7 мая 1997 года "О государственной статистике" Правительство Республики Казахстан постановляет:1. Утвердить прилагаемые Правила проведения общегосударственных статистических наблюдений и обеспечения государственных органов статистической и аналитической информацией.2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.Премьер-Министр Республики Казахстан Утверждены постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 2 ноября 2002 года N 1164

Правила проведения общегосударственных статистических наблюдений и обеспечения государственных органов статистической и аналитической информацией

1. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения уполномоченным органом и его территориальными подразделениями общегосударственных статистических наблюдений и обеспечения государственных органов статистической и аналитической информацией, не являющейся конфиденциальной для пользователей этой информации, независимо от используемых при этом форм и средств.

2. Проведение общегосударственных статистических наблюдений

2. Общегосударственными статистическими наблюдениями являются общегосударственная статистическая отчетность и специально организованные статистические наблюдения, проводимые уполномоченным органом.

3. Проведение общегосударственных статистических наблюдений включает в себя разработку программы статистического наблюдения, перечня форм общегосударственной статистической отчетности, утверждение Плана статистических работ, сбор и обработку статистических данных.

4. Программа статистического наблюдения определяет цель и задачи проведения наблюдения, перечень показателей (вопросов), по которым осуществляется сбор данных, методику их исчисления, представленные в виде формы, вопросника, анкеты, переписного листа, бланка учета и других, и инструкции по проведению статистического наблюдения.Разработка и утверждение программы статистического наблюдения осуществляется уполномоченным органом.

5. Перечень форм общегосударственной статистической отчетности формируется независимо от периода проведения обследования. План статистических работ разрабатывается на каждый календарный год.

6. Перечень форм общегосударственной статистической отчетности и План статистических работ разрабатываются уполномоченным органом и в установленном законодательством порядке утверждаются Правительством Республики Казахстан.

7. К проведению общегосударственных статистических наблюдений уполномоченным органом в установленном порядке могут привлекаться должностные лица организаций.

8. Представление первичных статистических данных физическими лицами, а также юридическими лицами Республики Казахстан и их структурными подразделениями, филиалами и представительствами юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан, осуществляется в установленном законодательством порядке.

3. Обеспечение государственных органов статистической ианалитической информацией

9. Статистическая и аналитическая информация предоставляется уполномоченным органом и его территориальными подразделениями государственным органам за счет средств республиканского бюджета.

10. Уполномоченный орган ежегодно направляет государственным органам перечень статистической и аналитической информации, формируемый в соответствии с Планом статистических работ.

11. Государственные органы направляют заявки на получение соответствующей статистической и аналитической информации в уполномоченный орган.

12. Уполномоченный орган формирует реестр рассылки статистической и аналитической информации согласно представленным заявкам.

13. Статистическая и аналитическая информация предоставляется в виде печатных изданий (публикаций) или на электронных носителях.

14. Статистическая и аналитическая информация может быть предоставлена государственным органам также по разовым запросам, не предусмотренным в реестре рассылки.

15. Территориальные органы статистики по вопросам, входящим в их компетенцию, представляют статистическую и аналитическую информации государственным органам в порядке, установленном настоящим разделом для уполномоченного органа.

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 4 июля 2002 года № 71
Об утверждении Правил разработки и утверждения программ общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений

В соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 1998 года N 1180, и в целях дальнейшего развития нормативной правовой базы государственной статистики приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения программ общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений и ввести их в действие с момента прохождения ими регистрации и занесения в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Министерства юстиции Республики Казахстан.

2. Контроль за соблюдением настоящих Правил возложить на Департамент координации и статистического инструментария Агентства Республики Казахстан по статистике.ПредседательУтверждены
Приказом Агентства Республики
Казахстан по статистике
от 4 июля 2002 года N 71

Правила разработки и утверждения программ общегосударственных
и ведомственных статистических наблюдений

1. Общие положения

1. Государственная политика Республики Казахстан в области статистики направлена на создание, функционирование и совершенствование единой статистической информационной системы на основе научной методологии и международных стандартов и строится на принципах методологического единства и централизации, то есть координации уполномоченным органом статистической деятельности государственных органов.В целях осуществления единой политики и методологического единства уполномоченный орган определяет требования к программам статистических наблюдений для проведения общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений и утверждает их.Государственные статистические наблюдения включают следующие типы наблюдений - государственную статистическую отчетность и специально организованные статистические наблюдения.Общее количество государственных статистических наблюдений контролируется Правительством Республики Казахстан путем утверждения Плана статистических работ и перечней форм общегосударственной и ведомственной статистической отчетности. Сбор государственной статистической отчетности уполномоченным органом и другими государственными органами осуществляется в пределах утвержденных перечней форм общегосударственной и ведомственной статистической отчетности.

2. Программы государственных статистических наблюдений разрабатываются с целью определения основных показателей социально-экономической, демографической и экологической сфер развития республики и ее регионов.Уполномоченный орган осуществляет координацию статистической деятельности государственных органов и занимает ведущее положение в системе государственных статистических наблюдений. Государственные органы проводят статистические наблюдения в тех случаях, когда это обеспечивает разработку более достоверных статистических показателей, чем у уполномоченного органа.

3. В статистических формах должно содержаться минимальное количество реквизитов, необходимых для проведения качественного статистического наблюдения. Не допускаются дублирование показателей и необоснованная нагрузка на респондентов.

4. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной статистике" и принятых в соотвествии с ним иных нормативных правовых актов.Правила регламентируют порядок разработки и утверждения программ статистических наблюдений, представленных в виде статистических форм и инструкций по проведению общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений и распространяются на все государственные органы, осуществляющие статистическую деятельность.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах

5. Программа статистического наблюдения - цель и задачи проведения наблюдения, перечень показателей (вопросов), по которым осуществляется сбор данных, методика их исчисления, представленные в виде формы, вопросника, анкеты, переписного листа, бланка учета и других (далее - формы статистические), и инструкции по проведению статистического наблюдения.Государственные статистические наблюдения состоят из общегосударственных статистических наблюдений, организуемых уполномоченным органом в соответствии с Планом статистических работ, и ведомственных статистических наблюдений, проводимых другими государственными органами, ведущими статистическую деятельность.Органы государственной статистики - уполномоченный орган и другие государственные органы, ведущие статистическую деятельность.

6. Статистическая форма - установленная совокупность реквизитов, расположенных на рабочем поле документа по определенной схеме в зависимости от типа статистического наблюдения. Статистическая форма состоит из трех основных частей (титульная, содержательная и оформляющая) и оформляется в виде формы, вопросника, анкеты, переписного листа, бланка учета.

7. Государственная статистическая отчетность - общегосударственные и ведомственные статистические наблюдения, при которых физические лица, юридические лица и их структурные подразделения представляют органам государственной статистики в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, отчеты за подписями лиц, ответственных за представление и достоверность сообщаемых сведений.Специально организованные статистические наблюдения - общегосударственные и ведомственные статистические наблюдения, при которых сбор первичной статистической информации осуществляется не на основе отчетов, а другими способами. По способу сбора первичной статистической информации различаются анкетные, декларационные, корреспондентские и инспекционные наблюдения, учет и перепись.Непредставление государственной статистической отчетности влечет административную ответственность в соответствии с законодательством.Государственная статистическая отчетность по времени проведения подразделяется на периодическую, предоставляемую через определенные промежутки времени, и единовременную, собираемую по мере необходимости, без определенной периодичности. Периодическая отчетность подразделяется на текущую (отчетный период которой менее года: полугодие, квартал, месяц, неделя и другие периоды) и годовую. Годовая отчетность представляется один раз в год вне связи с началом или окончанием календарного года, а также за период свыше года (два раза в пять лет, один раз в два года и другие периоды).

8. Общегосударственные статистические наблюдения - наблюдения, проводимые уполномоченным органом.

9. Ведомственные статистические наблюдения - наблюдения, проводимые государственными органами Республики Казахстан.

10. Уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственной статистикой, полномочия которого определяются законодательством Республики Казахстан. Уполномоченный орган разрабатывает и реализует государственную политику в области статистики.Нормативные правовые акты уполномоченного органа по организации статистики обязательны для всех физических лиц в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, а также для юридических лиц.

11. Государственные органы, ведущие статистическую деятельность - государственные органы, проводящие ведомственные статистические наблюдения. Они представляют в уполномоченный орган на согласование и утверждение программы проводимых статистических наблюдений в виде статистических форм и инструкций по проведению статистических наблюдений.

12. Учетная единица - единица, о которой представляется первичная статистическая информация.
Для обозначения круга учетных единиц на титульной части статистической формы используются термины, которые наиболее понятны для респондентов и точно описывают совокупность субъектов статистического наблюдения.

3. Порядок разработки программ статистических наблюдений

13. Разработка программ статистического наблюдения включает в себя:

  • определение цели и задач статистического наблюдения;
  • составление перечня показателей (вопросов) для сбора данных;
  • описание методики расчета показателей.

Программа статистического наблюдения, представленная в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в виде статистической формы и инструкции по проведению статистического наблюдения, согласовывается с заинтересованными государственными органами. Согласованный пакет документов представляется на утверждение в уполномоченный орган.Основаниями для разработки программ статистических наблюдений являются:

  • программа совершенствования государственной статистики;
  • нормативные правовые акты Республики Казахстан, предусматривающие изменение содержания статистических форм;
  • план статистических работ;
  • перечни форм общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений;
  • изменение наименования или функций государственного органа, осуществляющего статистическую деятельность;
  • необходимость внесения изменений в титульную, содержательную, оформляющую части статистической формы и в инструкцию по проведению статистического наблюдения.

14. Разработка программ общегосударственных статистических наблюдений осуществляются уполномоченным органом.План общегосударственных статистических наблюдений и других статистических работ, проводимых уполномоченным органом, ежегодно разрабатывается уполномоченным органом в виде проекта Плана статистических работ и утверждается Правительством Республики Казахстан.Разработка программ статистических наблюдений на предстоящий год осуществляются в соответствии с графиком, утверждаемым приказом уполномоченного органа.Проведение мероприятий по разработке программ статистических наблюдений уполномоченным органом осуществляется в следующем порядке:

  • издается приказ об организации работ по разработке и утверждению статистических форм на следующий отчетный год;
  • утверждается график разработки и утверждения статистических форм;
  • вносятся и анализируются предложения по совершенствованию действующих или разработке новых статистических форм;
  • определяется перечень статистических форм на основе планируемых статистических наблюдений по отраслям статистики;
  • осуществляется разработка статистических форм и инструкций по проведению статистических наблюдений;
  • проводится экспертиза статистических форм на соответствие действующим классификациям, стандартам оформления;
  • статистические формы согласовываются с заинтересованными государственными органами.

15. Разработка программ ведомственных статистических наблюдений проводится в соответствии с настоящими Правилами, действующим Положением о государственном органе, ведущем статистическую деятельность, и его ведомственными нормативными актами.На согласование с заинтересованными государственными органами представляется макет статистической формы и проект инструкции по проведению статистического наблюдения.

16. Статистическая форма должна иметь определенную целостную структуру построения документа, определяющую цели и задачи статистического наблюдения. Статистическая форма содержит показатели в натуральном или стоимостном выражении, которые основаны на данных первичного и бухгалтерского учетов.Важным требованием, предъявляемым к статистическим формам, является соблюдение единого стандарта оформления.Стандарт оформления статистической формы - нормативные требования, направленные на установление оптимальной совокупности реквизитов, расположенных на рабочем поле формы по определенной схеме в зависимости от типа статистического наблюдения, и устанавливаемые уполномоченным органом.
На титульном листе статистической формы указываются тип статистического наблюдения, индекс формы и периодичность, номер и дата приказа об ее утверждении, места для заполнения идентификационного кода учетной единицы, соответствующего государственному Общему классификатору предприятий и организаций (далее - ОКПО) и кода формы по Общему классификатору управленческой документации (далее - ОКУД), наименование статистического наблюдения (отчета), отчетный период, круг отчитывающихся учетных единиц, адрес и срок представления отчетности.В целях обеспечения конфиденциальности первичной статистической информации наименование и адрес учетной единицы указываются на отрывной части формы, которая удаляется после приема и проверки правильности заполнения кода ОКПО.Состав и методология исчисления показателей, указанных в статистических формах и инструкциях по проведению статического наблюдения, а также атрибуты формы, представленные на титульном листе, являются обязательными для всех учетных единиц и могут быть изменены путем утверждения программ статистических наблюдений.

4. Порядок утверждения и введения программ статистических наблюдений

17. Утверждение программ общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений в виде статистических форм и инструкций по проведению статистических наблюдений, осуществляется нормативными правовыми актами уполномоченного органа и является одной из основных его функций, выполняемых в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной статистике", Положением об уполномоченном органе, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

18. Нормативные правовые акты по утверждению программ статистических наблюдений не содержат иных правовых норм, кроме отраженных в Законе Республики Казахстан "О государственной статистике", принятых в соответствии с ним подзаконных актов и Плане статистических работ, утверждаемом Правительством Республики Казахстан и относятся к нормативным актам, содержащим статистические, технические нормы и стандарты. Нормативные правовые акты по утверждению программ оформляются в виде приказов об утверждении статистических форм и инструкций по проведению статистического наблюдения.

19. Программы общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений подлежат утверждению в уполномоченном органе при соблюдении следующих требований:

  • статистические формы и инструкции по проведению статистических наблюдений разработаны в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил. Примерные макеты титульных листов форм и образец таблицы статистической формы приведены в приложениях 1-7;
  • показатели и их коды соответствуют действующим государственным и ведомственным классификациям;
  • статистические формы и инструкции по проведению статистических наблюдений представлены на государственном и русском языках в трех экземплярах.

20. Устанавливаются следующие ограничения сроков, утверждения статистических форм:

  • формы государственной статистической отчетности, вводимые в текущем порядке на следующий отчетный год - не позднее, чем за 7 месяцев до начала отчетного года;
  • формы для специально организованных статистических наблюдений, вводимых в текущем порядке:
  • с годовой периодичностью - не позднее, чем за 6 месяцев до момента проведения статистического наблюдения;
  • с месячной и квартальной периодичностью, а также анкеты единовременных учетов - не позднее, чем за 3 месяца до момента проведения статистического наблюдения;

21. Формы государственной статистической отчетности могут использоваться для проведения статистических наблюдений после их включения в перечни форм общегосударственной и ведомственной статистической отчетности, утвержденных Правительством. Формы специально организованных статистических наблюдений могут использоваться для проведения статистических наблюдений после их утверждения уполномоченным органом.

22. Статистические формы и инструкции по проведению статистических наблюдений, не утвержденные уполномоченным органом, считаются недействительными.23. Полный перечень всех утвержденных статистических форм ежегодно формируется и распространяется уполномоченным органом. Перечень распространяется бесплатно в электронном виде на электронных носителях заказчиков.

 


Стат.службы РК


Государственные символы
 

Подписка на новости
Введите свой e-mail
 

Ваше мнение

Ваши предложения по совершенствованию публикаций Департамент статистики по Восточно-Казахстанской области

увеличить объем информации

уменьшить объем информации
включить больше аналитического текстового материала
увеличить число графических изображений
меня все устраивает

 


В соответствии с "Гражданским кодексом Республики Казахстан (особенная часть) " использование статистической информации, размещенной на сайте, допустимо только со ссылкой на

© Департамент статистики по Восточно-Казахстанской области, 2003–2008 гг.

Последнее обновление
15.08.2008 10:33