16.02.2009
Об информационно-коммуникационных технологиях
Информационно-коммуникационные технологии играют огромную роль в расширении прав и возможностей людей. Под влиянием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) экономика, государство и общество приобретают принципиально новые характеристики и механизмы действия.
С целью изучения использования информационных технологий в регионе органами статистики Восточно-Казахстанской области проведено обследование 1001 предприятия и 4704 домашних хозяйств.
Наличие на предприятиях информационно-коммуникационных технологий
У обследованных предприятий и организаций области на конец 2007 года имелось 24,4 тыс. единиц персональных компьютеров, из них 17,9 тыс. подключенных к локальным вычислительным сетям и 8,2 тыс. - к сети Интернет.
В среднем на одно обследованное предприятие приходилось 24 единицы персональных компьютеров, каждое седьмое предприятие имело собственный веб-сайт. Оснащенность компьютерной техникой предприятий области ежегодно увеличивается, возрастает и их информационная активность.
Наличие информационно-коммуникационных технологий
на конец года
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
всего, единиц
|
на одно обследуемое предприятие
|
всего, единиц
|
на одно обследуемое предприятие
|
всего, единиц
|
на одно обследуемое предприятие
|
Количество персональных компьютеров
|
19279
|
21,8
|
20780
|
22,5
|
24436
|
24,4
|
Количество персональных компьютеров, подключенных к локальным сетям
|
11932
|
13,5
|
13531
|
14,7
|
17861
|
17,8
|
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
всего, единиц
|
на одно обследуемое предприятие
|
всего, единиц
|
на одно обследуемое предприятие
|
всего, единиц
|
на одно обследуемое предприятие
|
Количество персональных компьютеров, имеющих доступ к Интернет
|
4555
|
5,2
|
5582
|
6,1
|
8206
|
8,2
|
Наличие серверов
|
521
|
0,6
|
567
|
0,6
|
775
|
0,8
|
Наличие веб-сайта
|
93
|
0,1
|
89
|
0,1
|
145
|
0,2
|
Затраты на информационные технологии в 2007 году по кругу обследованных предприятий насчитывали 2267,8 млн. тенге, что составило в среднем 2,3 млн. на одно предприятие. Основной объем насчитывали затраты на приобретение вычислительной техники и оплату услуг связи.
Структура затрат на информационные технологии, в %

Более 91% затрат обеспечено за счет средств самих предприятий, 4,5% составили средства республиканского бюджета, 4,3% - иностранные инвестиции и 0,1% - средства местного бюджета.
Численность специалистов, связанных
с информационными технологиями
Численность специалистов высшего и среднего уровней квалификации в 2007 году на обследуемых предприятиях составила 61675 человек, из них специалисты, связанные с информационными технологиями высшей квалификации насчитывали 3,6% от работников аналогичного уровня, средней квалификации - 1,7%, в 2006 году соответствующие показатели составляли 3,5 и 1,5%.
Численность специалистов, связанных с информационными
технологиями
|
Численность специалистов, человек
|
Их доля в численности персонала аналогичного уровня квалификации, в %
|
Высший уровень квалификации
|
Все специалисты
|
26570
|
100
|
из них
Системные администраторы
|
233
|
0,9
|
Разработчики компьютерных систем
|
86
|
0,3
|
Программисты системного обеспечения
|
155
|
0,6
|
Программисты прикладных программ
|
243
|
0,9
|
Инженеры-электроники, инженеры по связи и приборостроению
|
239
|
0,9
|
Средний уровень квалификации
|
Все специалисты
|
35105
|
100
|
из них
Техники и операторы по обслуживанию ЭВМ и других компьютерных устройств
|
421
|
1,2
|
Техники-электроники и техники по телекоммуникациям
|
193
|
0,5
|
Использование информационных технологий
на предприятиях области
Согласно обследованию предприятия намерены шире использовать в своей работе информационные технологии. Основными направлениями расширения названы подключение к сети Интернет, создание веб-сайта, использование электронной почты и локальных вычислительных сетей.
Использование информационных технологий
|
Доля предприятий, использовавших информационные технологии в 2007
году, %
|
Доля предприятий, планирующих использование информационных технологий в будущем, %
|
Ожидаемый прирост доли предприятий, использующих информационные технологии, процентных пунктов
|
Персональные компьютеры
|
79,7
|
80,0
|
0,3
|
Локальные вычислительные сети
|
42,0
|
43,3
|
1,3
|
Электронная почта
|
59,7
|
63,8
|
4,1
|
Интернет
|
63,5
|
67,0
|
3,5
|
Интранет
|
7,9
|
8,8
|
0,9
|
Экстранет
|
2,6
|
3,1
|
0,5
|
Выделенные каналы связи
|
16,1
|
16,9
|
0,8
|
Веб-сайт
|
12,6
|
14,1
|
1,5
|
Спутниковая связь
|
6,5
|
6,6
|
0,1
|
Оборудование структурированной кабельной системы
|
10,6
|
11,0
|
0,4
|
Корпоративные информационные системы
|
4,2
|
4,9
|
0,7
|
Принтеры
|
74,5
|
74,7
|
0,2
|
Более половины обследованных предприятий (63,5%) использовали в своей работе Интернет, из них 73,1% посредством аналогового модема, 21,9% - сети ADSL, 13,2% - стационарной линии связи с пропускной способностью до 2 Мб\сек, 5,8% - стационарной линии связи с пропускной способностью 2 Мб\сек и более, 12,0% - другие
средства связи (использование средств комбинировалось).
Количество предприятий, планирующих использование Интернет в дальнейшем, на 5,5% больше, чем на момент обследования, из них 70,8% намерены использовать аналоговый модем, 23,5% - сеть ADSL, 20,7% - стационарные линии связи и 12,4% - другие средства. То есть предпочтение отдается более прогрессивным видам связи.
Цели использования глобальной информационной сети
Среди целей общего характера обращений к глобальной информационной сети преобладали поиск информации, использование электронной почты и обмен информацией в электронном виде - с этими целями обращались в Интернет соответственно 91, 91 и 89% предприятий, использующих Интернет. Для подбора кадров обращались во "всемирную паутину" 13% пользователей.
Интернет активно используется для связи с поставщиками и потребителями. Так, для получения сведений о продукции и услугах обращались к глобальной сети 69% предприятий, имеющих выход в Интернет; для предоставления сведений о потребности предприятия в продукции - 45%; для размещения заказов - 33%. Предоставляли сведения о своем предприятии и его продукции в Интернет 46% респондентов, получали заказы посредством Интернет - 32%, предоставляли послепродажные услуги - 8%, пользовались дистанционным обучением - 6%, занимались онлайновой поставкой продукции - 5%.
Более половины предприятий, использующих сеть Интернет, обращались к ней для получения информации с сайтов государственных органов, 48% - для проведения операций с госорганами. Осуществляли банковские другие финансовые Интернет-операции 47% респондентов.
Использование глобальной сети для электронной коммерции распространено не очень широко среди предприятий - пользователей Интернет: размещали в ней электронные каталоги своей продукции 15% опрошенных, использовали электронные биржи и интернет-магазины - по 4%.
Причины, сдерживающие использование ЭВМ и Интернет
Среди факторов, сдерживающих использование ЭВМ и Интернет, выделены технические, экономические и производственные. Основным и решающим экономическим фактором в использовании ЭВМ предприятиями названо отсутствие денежных средств, все другие факторы, по их мнению, не столь значительны.
Оценка значимости причин, сдерживающих использование ЭВМ
Факторы
|
Основные и решающие
|
Значительные
|
Незначительные и малосущественные
|
Технологические
|
|
|
|
Техническая сложность
|
7,7
|
12,8
|
79,5
|
Несоответствие возможностей технических и программных средств потребностям предприятия
|
9,2
|
13,7
|
77,1
|
Экономические
|
|
|
|
Отсутствие денежных средств
|
41,0
|
22,6
|
36,4
|
Неопределенность экономической выгоды
|
15,6
|
21,1
|
63,3
|
Недостаточное использование информационных технологий партнерами, поставщиками и потребителями
|
14,7
|
18,2
|
67,1
|
Производственные
|
|
|
|
Отсутствие потребности
|
18,8
|
17,1
|
64,1
|
Недостаточность знаний и навыков у работников предприятия
|
13,8
|
20,8
|
65,4
|
Нехватка квалифицированных специалистов по ИТ
|
12,3
|
25,7
|
62,0
|
Отсутствие или несоответствие технических помещений
|
12,6
|
13,2
|
74,2
|
Наиболее значимыми технологическими причинами, сдерживающими использование сети Интернет, респонденты называют неудовлетворительное качество связи (20% отмечают эти факторы как
значимые и особо важные). Среди экономических причин - отсутствие денежных средств (41%). Основным производственным фактором, сдерживающим использование сети Интернет, названо отсутствие потребности в связи с характером деятельности предприятия (20%).
Результаты обследования домашних хозяйств об использовании информационно-коммуникационных технологий
Согласно обследованию 4704 семей области в 2007 году 6,6% их членов (936 человек) являлись пользователями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), 35,3% из них использовали сеть Интернет в домашних условиях.
В составе пользователей 53% мужчин и 47% женщин. Около половины респондентов, владеющих навыками работы на компьютере - лица в возрасте от 16 до 24 лет.
Распределение пользователей ИКТ по возрасту, в%

Лица с основным средним образованием (школьники) составили 18,4% всех пользователей, с общим средним - 26,1%, со средним специальным - 25,5%, бакалавры - 26,6%, магистры - 3,4%.
Оценили себя как обычных компьютерных пользователей 48,6% респондентов, как начинающих - 32,3%, опытными себя посчитали 16,4%, профессионалами - 2,7%.
Более трети опрошенных основным местом использования компьютерной техники назвали рабочее место, 30% - дом, 22% - учебное заведение и 13% - другие места. Местами наиболее частого использования Интернет также названы дом и работа.
Основные места использования сети Интернет

В качестве оборудования для подключения к сети Интернет 97,9% респондентов использовали персональный компьютер, 0,9% - ручной компьютер и 1,2% - мобильный телефон с функцией Интернет.
Пользователи Интернет в качестве связи для доступа используют в 77,3% случаев аналоговый модем, в 21,2% - технологию ADSL, в 1,5% - доступ по выделенным линиям и спутниковым каналам.
В качестве основной цели использования глобальной сети респонденты назвали поиск информации и он-лайн услуги (96,4% пользователей Интернет); наряду с этим 95,9% опрошенных использовали сеть как средство коммуникации, 52,4% - в целях занятия, образования и повышения квалификации, 15,3% - для контактов с общественными и государственными организациями и 5,7% - для покупок и продажи товаров и услуг.
Из коммуникационных целей наиболее выделено использование электронной почты; из целей поиска информации - игры, скачивание игр и мультимедийных файлов, чтение и скачивание электронных версий книг, газет и журналов; из целей покупок и продаж - заказ и приобретение товаров и услуг; из целей контакта с организациями - получение информации об их сайтах.
Использование сети Интернет по видам целей
Коммуникационные
|
Электронная почта
|
72,2
|
Звонки по интернету
|
7,2
|
Видеоконференции
|
1,2
|
Другие формы коммуникаций
|
19,4
|
Поиск информации и он-лайн услуг
|
Поиск информации о товарах и услугах
|
12,1
|
Изучение предложений о путешествиях и проживании
|
0,8
|
Прослушивание радио, просмотр видео
|
10,1
|
Игра, скачивание игр, музыки, видео
|
39,8
|
Чтение, скачивание книг, газет и журналов
|
32,2
|
Поиск работы, отправка резюме
|
5,0
|
Покупка и продажа товаров и услуг
|
Интернет банкинг
|
41,5
|
Операции с ценными бумагами
|
|
Покупка и заказ товаров и услуг
|
54,7
|
Продажа товаров и услуг через аукционы
|
3,8
|
Контакт с общественными и государственными организациями
|
Получение информации о сайтах организаций
|
64,3
|
Скачивание ведомственных формуляров
|
14,7
|
Отправление заполненных формуляров
|
21,0
|
Более 18% пользователей сети Интернет проблемой ее использования назвали повреждение файлов и системы компьютеров из-за компьютерных вирусов, 12,7% - спам, 1,0% - злоупотребление персональной информацией, посланной через Интернет, 0,1% - обман при оплате услуг.
Причинами, сдерживающими использование Интернет в домашних условиях, респонденты (заинтересованные в использовании) назвали высокую стоимость услуг связи (38,3% респондентов), возможность использовать Интернет в другом месте (32,0%), большие затраты на приобретение техники (22,7%), недостаток знаний и навыков работы в сети (6,8%) и опасение за безопасность персональных данных (0,2%).
Таким образом, обследование использования информационно-коммуникационных технологий на предприятиях области показало, что увеличивается их компьютерная оснащенность и информационная активность. В будущем предприятиями планируется расширение использования указанных технологий по всем имеющимся направлениям.
Результаты обследования домашних хозяйств выявили, что 6,6% их членов являются пользователями персональных компьютеров, каждый третий из них - пользователь Интернет. Две трети пользователей ПК молодые люди в возрасте до 24 лет. Основной целью использования глобальной сети назван поиск информации. Главными причинами, сдерживающими использование Интернет в домашних хозяйствах, определены высокая стоимость услуг связи и возможность воспользоваться глобальной сетью вне дома.
|