Социально-экономическое значение переписи населения 2009 года
Наиболее достоверным источником информации по-прежнему остается традиционная перепись населения, основанная на индивидуальных опросах граждан. Данные переписи жизненно необходимы при составлении бюджета, при планировании рынков труда и жилья, в транспортной политике, в электроэнергетике, в сфере социального обеспечения, здравоохранения, образования, в области языковой и религиозной политики. Одним словом везде, где возможен прогноз на будущее, где необходимо планирование. Данные переписи позволят также выяснить численность экономически активного населения, в зависимости от чего будут рассчитываться статьи бюджета, связанные с налоговыми поступлениями или неналоговыми доходами, размер потребительской корзины, минимальная заработная плата и т.д.
Правильное представление о реальной картине занятости населения в регионе нельзя составить лишь на основе статистических отчетов предприятий и ведомственного учета безработных. Перепись позволит получить информацию о том, какая часть населения живет благодаря самозанятости, а какая имеет дополнительные приработки по второму месту работы. Важно также получить сведения о том, сколько жителей хотя и не зарегистрированы в качестве официальных безработных, но являются таковыми. Информация такого рода позволит наладить работу местных служб занятости, сделать ее более эффективной, а также спрогнозировать возможные перспективные направления трудоустройства населения каждого конкретного района.
Сегодня профессиональные училища, колледжи и вузы остро нуждаются в надежном прогнозе потребности в кадрах. От правильного выбора групп специальностей высшего или среднего образовательного учреждения зависит перспектива дальнейшего трудоустройства его выпускников, а как следствие и престижность обучения в нем. Перепись населения позволит получить данные о структуре занятий населения, что поможет спрогнозировать и регулировать в дальнейшем процесс подготовки и переподготовки кадров в регионах.
Итоги переписи станут также надежной основой для планирования развития системы общего школьного образования. На их основе будут определяться потребности того или иного региона в учителях, учебных помещениях, детских садах и прочих атрибутах, необходимых для того, чтобы наши дети получали хорошее образование и могли с уверенностью смотреть в будущее. Ведь именно качественное образование, полученное человеком сегодня, - есть залог успешного развития государства завтра. Без точного прогноза численности детей каждого возраста в каждом населенном пункте техническая база для получения хороших знаний не будет достаточной. Перепись также позволит выяснить, какая часть детей посещает дошкольные учреждения, а какая нет.
Руководители многих регионов справедливо считают разработку и реализацию молодежной политики одним из важнейших направлений своей работы. Перепись создаст необходимую основу для этого. Ее данные позволят лучше понять, кто они - молодые, где учатся или работают, как строят семью.
Жилищный вопрос неизменно оказывается среди проблем, в наибольшей степени беспокоящих граждан. Результаты переписи позволят составить достоверное представление о жилищных условиях населения - тип жилого помещения, размер площади их домов и квартир, числе жилых комнат в них, благоустройстве помещений. Поэтому при определении потенциальной структуры спроса на квартиры весьма полезными окажутся данные переписи о распределении населения по размеру и составу семей.
В последнее десятилетие в Казахстане, как и во многих европейских странах, быстро меняется сам институт семьи. Многие браки и разводы уже не регистрируются. При проведении переписи состояние в браке будет определяться не по документам, а со слов опрошенных. При разработке семейной политики это позволит опираться на реальные представления о современной семье, что является гораздо более правильным подходом. Перепись позволит получить данные, как распределяются семьи по размеру и составу, в какой части семей имеются серьезные проблемы с занятостью, жилищные проблемы.
Значительную часть населения составляют люди пенсионного возраста. Перепись является единственным источником данных, дающим комплексную характеристику людей данной возрастной группы. Данные переписи позволяют судить о том, сколько людей пенсионного возраста проживает в семьях, а сколько одиноки, в каких отраслях экономики заняты те, кто, перейдя границу трудоспособного возраста, продолжает работать. Данные переписи помогут в оценке числа семей, особо нуждающихся в социальной защите. Это позволит рассчитать объем средств, необходимых для реализации мероприятий по социальной поддержке малоимущих, и, что немаловажно, обеспечить их адресность.
По результатам переписи можно прогнозировать, как распределятся жители по территории региона, откуда они приезжают и куда уедут, сколько людей живут на территории одних населенных пунктов, а работают - в других. Эти сведения являются важнейшим элементом информационной поддержки решения проблем миграции и мигрантов.
Обобщая все вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что несмотря на отсутствие прямой связи между социально-экономическим развитием и изменениями в численности, составе, характере населения, эти звенья связи при наличии правильного политического и социально-экономического подхода могут служить взаимному укреплению, а эффективное использование человеческого потенциала может способствовать экономическому росту страны в целом.
В целях обобщения оценки демографических, социально-экономических процессов, произошедших за 10 лет и в соответствии с Постановлением Правительства РК в феврале-марте 2009 года в Республике Казахстан проводится национальная перепись населения.
Создана Республиканская комиссия содействия проведению национальной переписи населения в 2009 году. Аналогичные комиссии созданы при акиматах всех областей. В нашей области комиссию возглавляет заместитель акима области Нурланбаев Е.К. В ее состав вошли руководители государственных органов, заместители акимов районов и городов, руководители предприятий государственного нефинансового сектора и др. В июне состоялось заседание областной комиссии содействия переписи населения 2009 года.
Разработана программа проведения переписи и утвержден календарный план Агентства РК по статистике на 2008-2011 годы по подготовке и проведению национальной переписи 2009 года. Программа переписи принята с учетом рекомендаций международных организаций, отечественного опыта и практики национальных статистических служб других стран, с сохранением преемственности с итогами предыдущих переписей.
На основе утвержденных организационных планов проведения переписи областей, районов и городов страны определяется потребность в привлекаемых переписных кадрах: счетчиков, инструкторов-контролеров и заведующих переписными отделами.
К подбору переписных кадров предъявляются определенные требования. В частности, переписной персонал должен быть коммуникабельным, вежливым, тактичными, терпеливым, способным следовать детальным письменным инструкциям, хорошо организованным, способным ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме, а также хорошо работать в команде.
Основными документами, заполняемые при переписи, являются: переписной лист 2П (список постоянно проживающих в помещении и их жилищные условия), переписной лист 3С и переписной лист 4И (на временно находящегося, на территории Республики Казахстан).
На начало текущего года численность населения Восточно-Казахстанской области составила 1417,4 тыс. человек. За 2007 год в области родилось 21741 человек, умерло 18872 человека, естественный прирост составил 2869 человек. Количество ежегодно заключаемых брачных союзов увеличилось по сравнению с 2006 годом на 5,8% и составило 12814 человек, разводов уменьшилось на 3,2% и составило 4360 человек.
По данным переписи населения 1999 года в Восточно-Казахстанской области проживало 743,1 тыс. казахов (48,5% общей численности), 694,7 тыс. русских (45,4%), 32,1 тыс. немцев (2,1%), 24,5 тыс. татар (1,6%), 15,7 тыс. украинцев (1,0%). На начало 2008 года отмечено увеличение численности казахов до 754,3 тыс. (53,2% общей численности). Русских сократилось до 590,7 тыс. (41,7% общей численности), немцев до 20,3 тыс. (1,4%), татар до 22,1 тыс. (1,6%), украинцев до 11,2 тыс. (0,8%).
На начало 2007/2008 учебного года в области функционировало 809 дневных общеобразовательных школ с численностью учащихся 201,0 тыс. человек; 41 самостоятельная профессиональная школа и 9 несамостоятельных с числом обучающихся 12,1 тыс. человек; 48 колледжей с численностью учащихся 40,2 .тыс человек; 9 самостоятельных высших учебных заведений и 3 филиала с численностью обучающихся 51 тысяча человек.
На рынке труда области наблюдается рост экономической активности и занятости населения. Численность экономически активного населения в 2007 году составила 764,2 тыс. человек, в том числе численность занятого - 713,6 тыс. человек, численность безработного населения - 50,6 тыс. человек. Уровень экономически активного населения составил 66,6%. Среднемесячная заработная плата одного работника в 2007 году составила 42137 тенге, в том числе мужчин-48130 тенге, женщин-35448 тенге.
На 1 января 2008 года в области проживало 202814 пенсионеров, средний размер пенсии составил 11398 тенге.
На 1 января 2008 года в области насчитывался 205401 жилой дом, из них 168506 индивидуальных и 36895 многоквартирных. Наличие квартир в жилом фонде составляет 482,9 тыс., средний размер квартиры - 53,8 кв.м. В общей численности жилых домов проживает 484360 домохозяйств с численностью 1405,4 тыс. человек. Средняя обеспеченность населения жильем в расчете на одного человека составляет 18,5 кв. м общей площади: в городских поселениях -20,4 кв.м , в сельской местности- 16,2 кв.м.
|